Главная » Файлы » Начальные классы » Другое |
Рабочая программа по математике для 3 класса .УМК "Школа России"
· Скачать | 04.10.2014, 00:20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по математике для 3 класса разработана в соответствии: • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; • с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; • с авторской программой по математике М.И.Моро,М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы/ Сост. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др.- М.: Просвещение, 2011, с.350); • с учётом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования МОБУ Лицея. Основными целями начального обучения математики являются: 1. Математическое развитие младших школьников. 2. Формирование системы начальных математических знаний. 3. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Основными задачами начального обучения математики являются: 1.Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения). 2.Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления. 3.Развитие пространственного воображения. 4.Развитие математической речи. 5. Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных задач. 6.Формирование умения вести поиск информации и работать с ней. 7.Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 8.Развитие познавательных способностей. 9.Воспитание стремление к расширению математических знаний. 10.Формирование критичности мышления. 11.Развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: 1. М.И. Моро, М. А. Бантова «Математика»:учебник для 3 класса: в 2 частях/ М. И. Моро, М. А. Бантова –М. : Просвещение, 2013г. 2. М. А. Бантова Методическое пособие к учебнику «Математика» 3 класс / М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М: Просвещение, 2013г. 3. М.И. Моро, С.И. Волкова Тетрадь по математике для 3 класса : в 2 частях- Москва. Просвещение. 2013г. 4. В. Н. Рудницкая Тесты по математике для 3 класса Моро М.И. М.: Просвещение, 2013г. 5.В. Н. Рудницкая. Контрольные работы по математике для 3 класса Моро М.И. М.: Просвещение, 2013г ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Продолжительность обучения в 3 классе составляет 34 учебные недели. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с этим реализуется авторская программа по математике М.И.Моро, . М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логиче¬ские задания, аргументи¬рованные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. Формы организации познавательной деятельности: • фронтальная работа (диалог, полилог); • работа в статистических и сменных парах; • индивидуальная работа. Нетрадиционные формы урока: • урок-игра • урок-соревнование Используемые методы обучения: • объяснительно-иллюстративный; • проблемно-поисковый; • метод стимулирования интереса к учению; • метод самоконтроля; • метод самостоятельной деятельности учащихся: • различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи). Используемые технологии: • игровые технологии • технология создания ситуации успеха на уроке • личностно-ориентированные (разноуровневые задания) • здоровьесберегающие (приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж) • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание программного материала Количество часов ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Сложение и вычитание (продолжение) (8 часов) Повторение изученного 1 ч Табличное умножение и деление (продолжение) (56часов) Повторение 5 ч Зависимости между пропорциональными величинами 11ч Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7. Таблица Пифагора. 12 ч Таблицы умножения и деления с числами 8 и 9. 17 Содержание программного материала. Количество часов 1.Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) Табличное умножение и деление Внетабличное умножение и деление 91 ч. 8 ч. 56 ч. 27ч. 2.Числа от 1 до 1000. Нумерация Сложение и вычитание Умножение и деление 35ч. 13ч. 10 ч. 12 ч. Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе». 10ч. ИТОГО 136 ч. Количество контрольных работ по четвертям. 1 четверть: 2 к. работы 2 четверть: 3 к. работы 3 четверть: 4 к. работы 4 четверть: 3 к. работы Содержание программы. Числа и величины. Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 . Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Доля величины (половина, треть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа, способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+28, а-28, 8*с, с:2; с двумя переменными вида: а+с, а-с, а*с, а:с, вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0. Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Текстовые задачи. Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в)…». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара),расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т.д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный, равнобедренный. Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построения. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника (прямоугольник, квадрат). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Точное измерение площади геометрических фигур. Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что…», «если…,то…», «все», «каждый» и др.). Требования к уровню подготовки учащихся. Третьеклассник научится: выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми числами в пределах тысячи; пользоваться калькулятором при проверки арифметических действий с многозначными числами; находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; различать числовые и буквенные выражения; решать текстовые задачи, связанные с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи, моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия, производить необходимые вычисления, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи; распознавать величины (длина, площадь, масса, вместимость, время); сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия; работать в паре или в группе; работать с информацией; в рамках проектной деятельности создавать новые информационные объекты (стенгазеты, книги) формировать умения использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний. Для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Узнает: как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; усвоят связь между сложением и вычитанием, умножением и делением, усвоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Планируемые результаты изучения предмета. Личностные - Чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России. - Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. - Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. - Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. - Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе уметь вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалоги. - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. - Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатать её на принтере). Система оценки достижения планируемых результатов. Оценивание письменных работ. Письменная работа, содержащая только примеры «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок. Математический диктант «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа; «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа; «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа; Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок. «2» - допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. Контрольная работа. Задачи. «5» - работа выполнена без ошибок; «4 - 1 – 2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки. «3» - 2 – 3 ошибки (более половины сделано верно), если допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или нет вычислительных ошибок, но не решена 1 задача. «2» - 3 и более ошибок или допущены ошибки в ходе решения задач. Характеристика цифровой оценки (отметки) "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логич¬ность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень вы¬полнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетвори¬тельного: наличие более 6ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсут¬ствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Стандартный уровень – «3», выше стандартного уровня – «4», «5»; ниже стандартного уровня – «2». Даётся возможность повысить уровень знаний и получить более высокий балл. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за¬ключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок. Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки при оценивании письменных работ Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам: - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записей действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Оценивание устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из кото¬рых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометри¬ческого характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. - Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе. Шкала перевода % отношения качества усвоения предмета в цифровую отметку при анализе результатов тестов (арифметических диктантов) Качество усвоения предмета Отметка в 4- балльной системе 85 – 100% 65 – 84% 40 – 64% меньше 40% «5» «4» «3» «2» Учебно-методические средства обучения. Математика. Учебник 3 класс. В 2-х частях. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М.: Просвещение, 2013год Рабочие тетради. 3 класс. В 2-х частях. М.И. Моро, С.И. Волкова. М.: Просвещение, 2013 год. Поурочные разработки по математике. К УМК М.И. Моро. М.: Просвещение, 2013 год | |
Просмотров: 376 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |