Главная » Файлы » Начальные классы » Другое |
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и средство развития познавательного интереса учащихся.
· Скачать | 22.12.2013, 19:25 |
Тимирова Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12 с УИОП» Тема: Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и средство развития познавательного интереса учащихся. Детство- важнейший период в человеческой жизни , не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая! Особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребёнка задумываться и осознавать своё «Я». Основной сферой, где решаются многие учебно-воспитательные задачи обучения, развития и воспитания школьников, является урок и другие формы учебной работы. На уроке учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством использования интересного учебного материала и разнообразных методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность, но и характером отношений педагога и ученика в процессе обучения. Учитель должен видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё, создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности: «В каждом ребёнке - чудо, ожидай его!» Основные виды деятельности детей и подростков - игра, учение, труд. Особый вид деятельности - общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: - отстаивать своё мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - ставить вопросы своим товарищам и учителям; - рецензировать ответы своих товарищей; - оценивать ответы и письменные работы своих товарищей; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; - решать познавательные задачи путём комплексного применения известных способов решения. Среди многообразия путей и средств, имеющих положительное оценочное отношение следует выделить: - увлечённое преподавание; - новизну учебного материала; -чередование форм и методов обучения; - показ практического применения знаний, взаимообучение (в парах, группах); - тестирование знаний, умений; -показ достижений обучаемых; - создание положительного микроклимата в классе; - доверие к обучаемому; - создание ситуаций успеха; - педагогический такт и мастерство педагога и т. д Ситуация успеха ученика, организованная педагогом, может стать механизмом высокого уровня познавательной активности. Успех связан, прежде всего, с чувством радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, ребёнок и в следующий раз с охотой возьмётся за подобную работу. Следовательно, надо помочь школьнику однажды достичь положительного результата и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности. Прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса принадлежит игре. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно- психического напряжения. Необходимо большое внимание уделять профилактике укрепления здоровья. Как же развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Конечно же, применением игровой технологии обучения. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1. учащихся правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3. игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнования способствуют усилению работоспособности всех. «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё»,- отмечал немецкий педагог Ф. Фребель в начале прошлого века. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. В игре ребёнок свободен и естественен, а главное, он может проявлять своё «Я» и самостоятельность: он творит, анализирует, принимает решения, не опасаясь, что скажут взрослые. В игре ребёнок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах, ведь он погружается в игру без остатка, полностью принимая те правила, которые ему предлагаются. При этом напряжение сил, преодоление трудностей доставляет ребёнку эмоциональное наслаждение и радость. При целесообразной и продуктивной организации учебного процесса урок-игра будет не только увлекательным способом приобретения и закрепления знаний и их интеграции, но и средством развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся. | |
Просмотров: 623 | Загрузок: 224 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |