Обучение грамоте. Тема «Согласный звук [щ], буква Щщ». Цели: - познакомить детей с новым согласным звуком «щ» и буквой Щщ; - учить слышать новый звук в речи, выделять его в словах; - совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; - развивать память, внимание, речь, мышление детей. Ход урока. I. Орг.момент. II. Повторение ранее изученного. 1) - Называем буквы алфавита. 2) - Прочитайте. Кто играет с нами в прятки? лиёршкмсоминокунью (ёрш, сом, окунь) - Как назовём одним словом? - Кто такие рыбы? - Какое слово исключили бы как лишнее и почему? 3) – Наши знакомые Томик и Тёмик отправляются на рыбалку ловить рыбок, которые непростые, Но и не золотые, а грамотные. Давайте поможем нашим знакомым разложить рыбок в ведёрки – синее и зелёное. и а о у е я - С гласными какого ряда согласные читаются твёрдо? Мягко? III. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока. - Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу. Чтобы тему урока мы сформулировали сами. Для этого выполним следующие упражнения. Назовите предметы, изображённые на картинках. В указанном порядке и постарайтесь их запомнить. (Овощи, щука, щенок, клещи, щётка, ящик). - Закройте глаза. (Происходит замена, картинки меняются местами). - Откройте глаза. Расскажите, как картинки располагались первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось? - Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему урока. (В каждом слове встречается звук «щ», значит тема сегодняшнего урока «Звук «щ» и буква, которая его обозначает»). - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (Цель урока – познакомиться с новым звуком «щ» и буквой, которой его обозначают; учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.) IV. Изучение нового. 1) – В гости на урок пришёл герой русской народной сказки, а какой угадайте сами: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь». (Русская народная сказка «По щучьему велению».) - Назовите героев этой сказки. (Емеля, царь, щука, Марья-царевна). - В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега). 2) - Произнесите новый звук хором несколько раз. Охарактеризуйте его. («Щ» - согласный, потому что при произнесении воздух встречает преграду, и его нельзя петь. Глухой, потому что слышится только шум. Произносится мягко, значит «щ» – мягкий.) 3) Работа с буквой. - Звук « щ»обозначается буквой «Щщ». - На что похожа буква «Щщ»? - На расчёску « щ» похожа. Три зубца всего? Ну что же? - Буква «щ» поможет нам Чистить зубы по утрам. - Составим букву «щ» из палочек. - Напечатаем буквы Щщ. - Сделаем остановку, отдохнём под деревом. Физкультминутка. 4) - А сейчас нас ждёт чудо-дерево. - Читаем слоги. - Что вас удивило? («щ» – мягкий, но после него не пишутся буквы «я», «ю») - Запомните! Ща, Щу ! - Составляем слова. Щавель Щука (пальца) Щегол, (лкунчик), (котать) Щёки, (тка) щи(пцы), ящик, плащи, овощи… 5)- Читаем хором слова. 6) Работа со скороговоркой. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. - Чётко произнесите звук «щ» в скороговорке. - Читаем вслух. - Быстрее. - Кто запомнил? Физкультминутка. Гимнастика для глаз. 7) - Всем известно, что рыбки в жизни немые, говорить не умеют. Но у нас на уроке они могут стать говорящими, как щука из сказки. Если карточки расположить в той последовательности, в которой возникал рисунок рыбы, мы прочитаем задание (сказка). Если прочитаем предложения на обратной стороне, то мы узнаем новую сказку. («Лиса и волк») - Прочитаем по предложениям. - Прочитаем слова лисы. - Прочитаем слова волка. - Прочитаем, обращаясь. 8) – Герой из сказки Емеля приготовил для вас задания по группам. Группа 1. 1. Зачеркни букву, отличную от остальных. щ щ щ щ щ щ ш щ щ щ щ 2. Прочитай. О-во-щи то-ва-ри-щи ро-ща и-щет тре-щать щё-ки ча-ща ще-ти-на пи-щат я-щик мор-щи-ны щеп-ка щу-ка хищ-ник ще-нок клее-щи ща-вель щу-паль-цы щуч-ка чи-щу ще-пот-ка щип-цы щел-кун-чик Обведи в кружок все буквы щ. Группа 2. Прочитай. Ща-ща-ща – пой-ма-ли мы ле-ща. Щу-щу-щу – боль-но-го на-ве-щу. Ще-ще-ще – я хо-жу в пла-ще. Щи-щи-щи – мама ва-рит щи. Ащ-ащ-ащ – у ме-ня пор-вал-ся плащ. Группа 3. Прочитай. Запомни слова с буквой щ. У щенка болит щека.Щенок воет. Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт». Мышонок Миша советует: - Смешайте щетину и щепотку соли. А поросёнок утверждает: - Поймайте щуку, откройте щенку рот и щука схватит за больной зуб, как щипцами и выдернет. Ежонок не выдержал: - Зубной щёткой надо зубы чистить. Обведи в кружок все буквы щ. Итог урока. - Какие слова со звуком «щ» вы запомнили? - С какой буквой познакомились? - Дайте характеристику звука. - Что на уроке вам понравилось больше всего?
|