Урок математики 3 класс. Учитель Волкова Светлана Григорьевна Тема. Закрепление действий с многозначными числами. Старинные русские меры длины. Цель: Закрепить навыки выполнения учащимися действий с многозначными числами. Развивать внимание учащихся, логическое мышление, их кругозор и речь. Формировать познавательный интерес к предмету посредством знакомства учащихся со старинными мерами длины: верста, аршин, пядь. Воспитывать интерес к прошлому своего села. Формы работы: 1. Игра-путешествие. 2. Фронтальная и индивидуальная работа. 3. Самостоятельная работа. Форма работы с учащимися в виде игры-путешествия позволяет включить детей в работу, повысить активность и работоспособность учащихся на уроке, улучшает восприятие данного материала. Межпредметные связи позволяют знакомить учащихся со старинными мерами длины, народными традициями и способствуют развитию внимания детей, а также длительному сохранению интереса к данной теме. На уроке дети учатся переносить знания с одного урока на другой, в результате получают некую целостную картину мира. Оборудование: карточки с заданиями для устного счёта; математические ребусы для самостоятельной работы; старинные рубаха и сарафан; слайды. Организационный момент. Собрал звонок нас на урок, Начнём работу точно в срок. Сообщение цели урока. Сегодня на уроке мы закрепим действия с многозначными числами, а ещё узнаем, какими мерами в прошлом на Руси измеряли длину. Ход урока. А для этого мы должны совершить путешествие в прошлое. Как можно попасть в прошлое? (При помощи машины времени.) Какие единицы измерения времени вы знаете? (Час, минута, секунда, век, неделя и т. д.) Посмотрите на часы и скажите, какой час они сейчас показывают? Скажите иначе. Какой угол образуют стрелки часов? Какие углы ещё бывают? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Как можно назвать пять дней подряд, не используя названия дней недели? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Назовите сегодняшнее число. Какое было вчера? Какое будет завтра? А сейчас откройте тетрадь и запишите число и слова « Классная работа». Итак, мы отправляемся в прошлое, как уже выяснилось на машине времени. В прошлом нам многое может показаться странным, непонятным. А почему? Поэтому, мы будем обращаться к справочнику. Машина времени заработала, нам нужно включить воображение и набрать код, т. е. выполнить задания. Кто готов поднимите руку? Запишите число, в котором 32 десятка и 5 отдельных единиц. (325) Изменяя в числе порядок расположения цифр, получите все возможные трёхзначные числа. (352, 235, 253, 532, 523) Прочитайте числа, называя количество единиц каждого разряда. Запишите числа в порядке возрастания. (235, 253, 325, 352, 523, 532) Выразите в других единицах измерения. 2м 35см = * см 352мм = * см * мм 253см = * м * см 5км 23м = * м 32см 5мм = * мм 532см = * м * дм * см Код удачно набран. Мы очутились в 1754 году. Вам о чём-нибудь говорит эта дата? Обратимся к справочнику. (Слайд № 1) Как свидетельствуют архивные источники, в 1754 году началось строительство Верхнее-Авзянского (Авзяно-Петровского) завода. И эта дата считается рождением посёлка. Давайте посчитаем, сколько же лет исполнится в этом году нашему селу? Что для этого нужно сделать? _ 2009 1754 255 Это много или мало? Сколько веков? Мы уже знаем, что благодаря строительству Авзяно-Петровского завода появился наш посёлок, а что изготовляли на заводе? Кто-нибудь знает? Обратимся к справочнику. ( Слайд № 2) Завод плавил руду. Специализировался на выделке мягких сортов железа, годных для ковки в холодном состоянии. В продажу с завода поступали большие чаши, башкирские чаши, различная литейная посуда. Заводу была нужна руда. Самую хорошую руду привозили с ближних рудников: Ашкарского в 6 верстах и Красной речки в 3 верстах. Поднимите руку, кто слышал слово верста? Где вы с ним встречались? Как вы думаете, что это такое? Обратимся к справочнику. (Слайд № 3) Верста – старинная русская мера длины. В одной версте – один километр сто метров. 1верста = 1км 100м Сравните 1версту и 1км. Запишите в тетрадях неравенство. (1верста > 1км) А теперь выразите версту в метрах. Запишите. (1верста =1100м) Выразите расстояние от Ашкарского рудника и рудника с Красной речки до завода в метрах. (1100 • 6 = 6600м, 1100 • 3=3300м) Начертите отрезок, который будет соответствовать расстоянию от Ашкарского рудника до завода, если считать, что 1верста = 1см. Какой длины получился отрезок? Теперь начертите отрезок, который будет соответствовать расстоянию от рудника с Красной речки до завода. Какой длины получился отрезок? Во сколько раз расстояния от Ашкарского рудника больше, чем от рудника с Красной речки? Вывод. Так что это за мера длины верста? Но наше село знаменито не только заводом, но и его жителями, которые умели не только хорошо работать, но и петь, плясать, веселиться, устраивать посиделки. Физкультминутка. (Дети исполняют Авзянские страдания) А в чём ходили жители посёлка на посиделки? ( Слайд № 4) Если б мы захотели сшить такую рубаху, то нам понадобилось бы 4 аршина ткани, а на сарафан – 6 аршинов. Поднимите руку, кто уже слышал слово аршин? А кто знает, что такое аршин? Обратимся к справочнику. (Слайд № 5) Аршин – старинная русская мера длины, расстояние от локтя до конца вытянутой руки. Поэтому аршин ещё называют локтем. В 1аршине – 71см Запишите в тетрадях. (1аршин = 71см) Сравните аршин с верстой. Запишите в тетрадях. (1аршин < 1 верста) К какой современной единице длины приближён аршин? Сравните аршин с метром. Запишите в тетрадях. (1 аршин < 1м) Итак, нужно узнать, сколько метров ткани нам нужно купить, чтобы сшить одну рубаху и один сарафан? Кто помнит, сколько ткани идёт на одну рубаху? А на сарафан? Запишем краткую запись. ( Решите задачу разными способами.) Рубаха – 4 аршина ? см Сарафан – 6 аршин 1) 71• 4 = 284(см) – идет на рубаху 2) 71 • 6 426 (см) – идёт на сарафан 3) 284 + 426 = 710 (см) Ответ: 710 см ткани понадобиться или 7м 10см. Вывод. Что такое аршин? Как его ещё называют? Перед вами математический ребус. Расшифровав, его вы узнаете праздник, который встречали в старину. Работа по карточкам. + 118 _ 606 _ 610 + 165 137 579 253 107 м ч ы с + 153 _ 884 +1170 _ 292 319 869 1320 234 и е к н 272 472 58 472 27 2490 472 58 357 472 255 15 58 472 58 357 Что это за праздник? (Синичкины именины) Каковы традиции этого праздника? (Готовились к встрече зимующих птиц, делали для них кормушки, заготавливали корма.) И вы, пожалуйста, не забудьте сделать и повесить кормушки. А из чего можно сделать кормушку? Мы находимся в прошлом, и современных материалов у нас нет. Из чего же можно сделать кормушку? Взяли дощечку, а какой формы? А как нам определить размеры кормушки? Была ли мера длины меньше аршина? Кто знает? Да, была. И называлась она – пядь. Обратимся к справочнику. (Слайд № 6) Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев. (показать) Покажите пядь. А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как делают другие? Подумайте, какова может быть длина и ширина нашей кормушки в пядях? Длина кормушки 3 пяди, ширина 2 пяди. Начертите прямоугольник, если считать, что 1пядь = 1см. Укажите на схеме длину и ширину. Придумайте задачу. (Для того, чтобы сделать кормушку взяли дощечку прямоугольной формы. Длина кормушки 3 пяди, ширина 2 пяди. Узнайте площадь и периметр кормушки.) Что такое площадь? В чём она измеряется? Что такое периметр? S = 3 • 2 = 6 (пядей 2) P = (3 + 2) • 2 = 10 (пядей) Вывод. Что такое пядь? Сравните свою пядь с пядью соседа. Что вы заметили? Как вы думаете у взрослых людей пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины? Назовите все старинные меры длины, с которыми мы сегодня с вами познакомились в порядке возрастания. (Пядь, аршин, верста.) Наш урок подходит к концу. Пора возвращаться в настоящее. Для этого возьмите карточки для самостоятельной работы и посмотрите на ответы примеров, которые вы решили. Эти цифры – настоящее нашего посёлка. 255 - лет нашему селу 27 - названий улиц в нашем селе 357- количество человек, имеющих газовое отопление 272 - количество учащихся нашей школы 472 – число абонентов телефонной станции 15 – количество учеников нашего класса 2490 – число жителей нашего села 58 – количество работников нашей школы Итог урока. Путешествие в прошлое закончилось. Начертите в тетради два отрезка, первый пусть покажет ваши знания в начале урока, а второй – в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? Домашнее задание. Составить кроссворд по старинным мерам длины и современным единицам длины. Подберите пословицы, в которых встречаются старинные русские меры длины, подумайте, почему так говорят.
|