сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Урок по географии на тему "Формирование территории России" - Разработки уроков - География - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » География » Разработки уроков

Урок по географии на тему "Формирование территории России"

· Скачать 15.04.2012, 19:31


Урок географии в 8 классе.
Тема: Формирование территории России.
Тип урока : изучение нового материала
Цели урока:
• Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Определить этапы присоединения новых земель. Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать в группах, читать и анализировать карты и тексты учебника.
Задачи урока:
Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
Образовательные:
- сформировать представление о формировании территории России;
- изучить историю заселения;
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Развивающие:
- развивать умения работать с контурной картой;
- развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- повысить уровень информационной культуры;
- расширить кругозор.

Необходимое оборудование: презентация, атлас, к.карты, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Мотивация учащихся: Данный мультимедийный ресурс позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, дает возможность учащимся реализовать себя, создает ситуацию успеха.

Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров.
Практикум. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4 и картами (рис. 10 и 11 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.

Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.
Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям?

Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
Проверка готовности к уроку.
-Проверьте, всё ль у вас в порядке?
Все на месте: ручки, книжки, тетрадка и карта….

-Наш урок я хочу начать с эпиграфа.
Слайд 2. Эпиграф.
Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».

А сейчас, я предлагаю просмотреть видео фрагмент. После просмотра вам необходимо будет сформулировать тему нашего урока.
Вот и мы сегодня на уроке рассмотрим, как формировалась территория России.
Тема нашего урока: Формирование территории России. Слайд3
-Сегодня на уроке мы проследим, как постепенно расширялись владения России, а также познакомимся с имена первопроходцев и определим на карте их маршруты.
II. Проверка домашнего задания:
Решение задач на определение времени в часовых поясах.
В начале урока повторим домашнее задание, решим задачи, вычислим разницу во времени в других городах.
1. Устно. Работа с атласом. Слайд4
-Определите время в Якутске, если в Москве 12.00 часов. (16.00ч.)
-Если переехать из 3-го часового пояса в 10-часовой пояс, то надо часы
перевести на:
а) на 7 часов назад;
б) на 7 часов вперед;
в)на 13 часов вперед.
Самостоятельная работа.(письменно). Слайд 5
I вариант:
1. Решить задачу. Определите поясное время в Чите, если в Москве
а) 10ч., б) 14 ч.? ответ: а) 16 ч.; б) 20 ч.
II вариант:
1.Решить задачу. Определите поясное время в Москве, если во Владивостоке
а) 8 ч., б) 21 ч.? ответ: а) 1 ч.; б) 14 ч.
Оценки. Работы проверить выборочно.
III. Актуализация: - В связи с тем, что мы только начинаем знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, то сегодня наша работа проводится на основе работы с текстом § 4 и анализа карт (рис. 10 и 11 учебника) и на основе опережающего задания.
Мотивация:
Учитель
История свидетельствует о том, что многие страны стремились увеличить свою территорию. Как вы думаете, почему? Что могло этому способствовать? Каким образом шел этот процесс (по характеру, по времени)?
Вопросы на доске. Слайд 6
1. О каких этапах истории географического изучения России говорят нам названия крайних северной и восточной точек России?
2. Почему географическое положение России называют уникальным?
3. Какое место в мире по площади территории занимает наша страна?
4. Как могло образоваться столь большое по размерам государство?
Выдвижение гипотез.

Слайд 7 Ответ: Располагаясь в северном полушарии, Россия занимает большую часть северных климатических поясов на материке Евразия: арктического и умеренного. Спецификой ГП является положение России в двух частях света – Европе и Азии. Омывается водами трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого. Россия – самое большое по площади государство мира. Ее площадь составляет 17, 1 млн. км кв. Протяженность границ России составляет 60 тыс. км. В России находятся самое большое в мире по площади озеро – Каспийское, самое глубокое и чистое озеро в мире – Байкал, самое мелководное море на Земле – Азовское.

Спасибо, ребята за ответы!
4. Физ.минутка.
Ребята, давайте вспомним современные границы РФ и назовем соседей первого порядка, используя подсказки в классе.( по классу развешаны названия стран соседей первого и второго порядка)
Подготовка к самостоятельной работе.
Теперь вы присаживаетесь и готовитесь по заданиям групп.

Операционный этап: Я предлагаю разделиться на группы, каждая группа получает свои задания, они у вас на столах.
Класс разделить на пять групп и предложить им вопросы. Слайд 8
1-я группа — Как начиналось освоение новых земель?
2-я группа — Как происходило присоединение восточных территорий?
3-я группа — Как происходило присоединение южных территорий?
4-я группа — Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке?
5-я группа — Чем закончился период расширения территории государства?
Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Ответы групп.
Слайд 9-10 Группа1. Как начиналось освоение новых земель?
Да, территория России исторически начала складываться за счёт расширения Московского княжества: вначале путём присоедине¬ния других русских княжеств, а затем - присоединения земель, очень слабо заселённых или населённых другими народами. Засе¬ление новых территорий влекло за собой строительство новых го¬родов - укреплённых центров, организацию сбора дани с местного населения. Почти шесть веков, с XIV по ХХ, происходило посто¬янное расширение территории России.
Слайд 11-18 Группа 2 « Как происходило присоединение восточных территорий»?

Слайд 19. Группа 3 Как происходило присоединение южных территорий?
Слайд 20-25 Группа 4 « Как Россия закрепилась на Дальнем Востоке?»
Слайд 26-28 Группа 5 Чем закончился период расширения территории государства?
Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения или презентации учащихся на основе опережающих заданий по плану:
1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя).
2. Вклад в освоение территории России.
3. Вклад в развитие географии. 4. Вклад в развитие хозяйства России.
5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему?

Слайд 30. Итоги работы.
Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
Проанализируйте слова ученого, выскажите свое мнение по поводу справедливости этого высказывания.
-Вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему? То, которое звучало вначале урока, или в конце урока?
IV. Слайд 31. Домашнее задание: изучить § 4; выполнить работу на к.картах, познакомиться с ресурсами интернет.
Спасибо за работу на уроке!
V.Закрепление материала. Слайд 32
Найдите соответствие.
1. Кто разведал путь в Сибирь?
2. К какому морю вышел И.Москвитин?
3. Он совершил поход на Камчатку.
4. Поморы
5. Проплыл по всему Амуру, вышел в Охотское море
1. Первые исследователи «Студеного моря»
2. Ермак
3. Охотское море
4. Е.Хабаров
5. В.Атласов
Проверить свои записи в тетрадях, дополнить таблицей.
Рефлексия.
- Чем вас удивил урок, что интересного вы узнали?
- Каково было «самочувствие» на уроке?
Оценки за урок.

Категория: Разработки уроков | Добавил: natagon
Просмотров: 8153 | Загрузок: 1056 | Рейтинг: 2.0/1
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru