Главная » Файлы » География » Разработки уроков |
Урок по географии на тему "Формирование территории России"
· Скачать | 15.04.2012, 19:31 |
Урок географии в 8 классе. Тема: Формирование территории России. Тип урока : изучение нового материала Цели урока: • Осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России. • Выяснить, как заселялась территория России. • Определить этапы присоединения новых земель. Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны. • Формировать умение работать в группах, читать и анализировать карты и тексты учебника. Задачи урока: Создать педагогические условия, при которых ученик сможет: Образовательные: - сформировать представление о формировании территории России; - изучить историю заселения; - продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. Развивающие: - развивать умения работать с контурной картой; - развивать интерес к предмету. Воспитательные: - повысить уровень информационной культуры; - расширить кругозор. Необходимое оборудование: презентация, атлас, к.карты, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска. Мотивация учащихся: Данный мультимедийный ресурс позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, дает возможность учащимся реализовать себя, создает ситуацию успеха. Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров. Практикум. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору). Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4 и картами (рис. 10 и 11 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России. Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории. Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям? Ход урока. I. Организационный момент. - Здравствуйте ребята. Проверка готовности к уроку. -Проверьте, всё ль у вас в порядке? Все на месте: ручки, книжки, тетрадка и карта…. -Наш урок я хочу начать с эпиграфа. Слайд 2. Эпиграф. Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством». А сейчас, я предлагаю просмотреть видео фрагмент. После просмотра вам необходимо будет сформулировать тему нашего урока. Вот и мы сегодня на уроке рассмотрим, как формировалась территория России. Тема нашего урока: Формирование территории России. Слайд3 -Сегодня на уроке мы проследим, как постепенно расширялись владения России, а также познакомимся с имена первопроходцев и определим на карте их маршруты. II. Проверка домашнего задания: Решение задач на определение времени в часовых поясах. В начале урока повторим домашнее задание, решим задачи, вычислим разницу во времени в других городах. 1. Устно. Работа с атласом. Слайд4 -Определите время в Якутске, если в Москве 12.00 часов. (16.00ч.) -Если переехать из 3-го часового пояса в 10-часовой пояс, то надо часы перевести на: а) на 7 часов назад; б) на 7 часов вперед; в)на 13 часов вперед. Самостоятельная работа.(письменно). Слайд 5 I вариант: 1. Решить задачу. Определите поясное время в Чите, если в Москве а) 10ч., б) 14 ч.? ответ: а) 16 ч.; б) 20 ч. II вариант: 1.Решить задачу. Определите поясное время в Москве, если во Владивостоке а) 8 ч., б) 21 ч.? ответ: а) 1 ч.; б) 14 ч. Оценки. Работы проверить выборочно. III. Актуализация: - В связи с тем, что мы только начинаем знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, то сегодня наша работа проводится на основе работы с текстом § 4 и анализа карт (рис. 10 и 11 учебника) и на основе опережающего задания. Мотивация: Учитель История свидетельствует о том, что многие страны стремились увеличить свою территорию. Как вы думаете, почему? Что могло этому способствовать? Каким образом шел этот процесс (по характеру, по времени)? Вопросы на доске. Слайд 6 1. О каких этапах истории географического изучения России говорят нам названия крайних северной и восточной точек России? 2. Почему географическое положение России называют уникальным? 3. Какое место в мире по площади территории занимает наша страна? 4. Как могло образоваться столь большое по размерам государство? Выдвижение гипотез. Слайд 7 Ответ: Располагаясь в северном полушарии, Россия занимает большую часть северных климатических поясов на материке Евразия: арктического и умеренного. Спецификой ГП является положение России в двух частях света – Европе и Азии. Омывается водами трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого. Россия – самое большое по площади государство мира. Ее площадь составляет 17, 1 млн. км кв. Протяженность границ России составляет 60 тыс. км. В России находятся самое большое в мире по площади озеро – Каспийское, самое глубокое и чистое озеро в мире – Байкал, самое мелководное море на Земле – Азовское. Спасибо, ребята за ответы! 4. Физ.минутка. Ребята, давайте вспомним современные границы РФ и назовем соседей первого порядка, используя подсказки в классе.( по классу развешаны названия стран соседей первого и второго порядка) Подготовка к самостоятельной работе. Теперь вы присаживаетесь и готовитесь по заданиям групп. Операционный этап: Я предлагаю разделиться на группы, каждая группа получает свои задания, они у вас на столах. Класс разделить на пять групп и предложить им вопросы. Слайд 8 1-я группа — Как начиналось освоение новых земель? 2-я группа — Как происходило присоединение восточных территорий? 3-я группа — Как происходило присоединение южных территорий? 4-я группа — Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? 5-я группа — Чем закончился период расширения территории государства? Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради краткие сведения о путешественниках и их открытиях. Ответы групп. Слайд 9-10 Группа1. Как начиналось освоение новых земель? Да, территория России исторически начала складываться за счёт расширения Московского княжества: вначале путём присоедине¬ния других русских княжеств, а затем - присоединения земель, очень слабо заселённых или населённых другими народами. Засе¬ление новых территорий влекло за собой строительство новых го¬родов - укреплённых центров, организацию сбора дани с местного населения. Почти шесть веков, с XIV по ХХ, происходило посто¬янное расширение территории России. Слайд 11-18 Группа 2 « Как происходило присоединение восточных территорий»? Слайд 19. Группа 3 Как происходило присоединение южных территорий? Слайд 20-25 Группа 4 « Как Россия закрепилась на Дальнем Востоке?» Слайд 26-28 Группа 5 Чем закончился период расширения территории государства? Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения или презентации учащихся на основе опережающих заданий по плану: 1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя). 2. Вклад в освоение территории России. 3. Вклад в развитие географии. 4. Вклад в развитие хозяйства России. 5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему? Слайд 30. Итоги работы. Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?» Проанализируйте слова ученого, выскажите свое мнение по поводу справедливости этого высказывания. -Вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему? То, которое звучало вначале урока, или в конце урока? IV. Слайд 31. Домашнее задание: изучить § 4; выполнить работу на к.картах, познакомиться с ресурсами интернет. Спасибо за работу на уроке! V.Закрепление материала. Слайд 32 Найдите соответствие. 1. Кто разведал путь в Сибирь? 2. К какому морю вышел И.Москвитин? 3. Он совершил поход на Камчатку. 4. Поморы 5. Проплыл по всему Амуру, вышел в Охотское море 1. Первые исследователи «Студеного моря» 2. Ермак 3. Охотское море 4. Е.Хабаров 5. В.Атласов Проверить свои записи в тетрадях, дополнить таблицей. Рефлексия. - Чем вас удивил урок, что интересного вы узнали? - Каково было «самочувствие» на уроке? Оценки за урок. | |
Просмотров: 8153 | Загрузок: 1056 | Рейтинг: 2.0/1 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |