Главная » Файлы » География » Презентации |
Проект по географии на тему "Балтийский флот в Отечественной войне 1812 года"
· Скачать | 15.04.2012, 18:52 |
Балтийский флот в Отечественной войне 1812 года Слайд 1 Когда мы говорим о событиях, произошедших в 1812 году, то, обычно, упоминаем о действиях сухопутных войск России. Мы описываем, как храбро сражалась наша пехота, кавалерия, но забываем о существовании флота. Действительно, почему в учебниках истории детально описаны действия сухопутных войск, а про флот нет, не слова? Слайд 2 Попытаемся исправить эту несправедливость, и понять, какую же роль играл флот в отечественной войне? Но будем рассматривать не весь флот, который был у Российской Империи, а обратим внимание лишь на его часть, скажем, на Балтийский флот. Прежде всего, коснёмся его истории! 18 мая в России отмечается День Балтийского флота. Слайд 3 История Балтийского флота Петр Iиздал указ, положивший начало Балтийскому флоту.Флот нужен был России для защиты государства и укрепления его могущества. 2 февраля 1701 года Петром I был издан Указ, в котором царь повелевал начать строительство на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей. Таким образом, было положено начало Балтийскому флоту. Главная база флота располагалась в Кронштадте. Боевая история Балтийского флота началась победой во время 20-летней Северной войны над флотом Швеции. Далее были успешные морские походы 1813-1814 годов. Датой основания Балтийского флота считают 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». Слайд 4 В 1703 году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт». В этом же году заложили базу русского флота на Балтике - Кроншлот, а в Воронеже открыли Адмиралтейскую школу. С 1704 началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.Северная война уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно. Peшeно было начать строительство флота. 24 марта (4 апреля) 1703 года на Олонецкой верфи на реке Свири амстердамский корабельный мастер ВыбеГеренс заложил первый российский военный корабль Балтийского флота – фрегат. Слайд 5 Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. На закрытом деке, баке и юте корабль нec 28 пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые. • 1(12) мая 1703 года русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. Спущенный на воду в конце августа 1703 года фрегат получил имя «Штандарт». Впоследствии он принял активное участие в Северной войне. Фрегат «Штандарт» находился в составе Российского флота более 25 лет. Слайд 6 Балтийцы не раз доблестно отстаивали интересы страны на морских военных театрах. Так, во время Северной войны (1700-1721 гг.) при содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель, Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс, Або; на море были одержаны победы при Гангуте (1714 г.), Эзеле (1719 г.), Гренгаме (1720 г.). Слайд 7 В 1724 г. Балтийский флот имел 141 парусный боевой корабль и несколько сот гребных судов. Но напряжённая международная обстановка в Европе во 2-й половине 18 века потребовала значительного увеличения вооружения: в 1775—1800 гг. было построено 50 линейных кораблей, 31 фрегат, 168 бомбардирских и вспомогательных, 362 гребных судна. Во время русско-шведских войн 18 века и Крымской войны 1853-1856 гг. моряки Балтийского флота доблестно отстояли побережье Балтики, сорвали попытки шведов захватить Кронштадт, не допустили захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга. К концу 19 века Балтийский флот имел в своём составе свыше 250 современных кораблей всех классов. Слайд 8 В Отечественную войну 1812 года вооружались все годные к плаванию суда Балтийского флота и употреблялись – гребной флот для содействия сухопутным войскам при защите и освобождении от неприятеля наших западных границ и при осаде Данцига, а корабельный, вместе с англичанами, в продолжение войны с французами действовал у берегов Голландии, а по окончании военных действий перевозил в Россию наши войска, бывшие за границей. Слайд 9 В 1812 году для защиты Рижского порта там находился отряд гребного флота под командой контр-адмирала А. В. Моллера, впоследствии бывшего морским министром, а оттуда высылались крейсеры для наблюдения за движением неприятеля; а состоявшие при отряде мелкие суда содействовали нашим войскам при переправе через реки. Слайд 10 В октябре 1812 года, для совместного действия с англичанами, из Кронштадта, под начальством адмирала Тета, вышла эскадра из 15 судов (10 кораблей и 5 фрегатов). К ней в Готенбурге должны были присоединиться корабли, шедшие с вице-адмиралом Кроуном из Архангельска, и в Англии способные выйти в море корабли, переданные Сенявиным на хранение английскому правительству. Слайд 11 По неприязненным политическим отношениям с Данией, бывшей в союзе с Наполеоном, все наши суда в это время проходили из Балтийского в Немецкое море и обратно не обыкновенным путем, через Зунд, но через Большой Бельт. Пройдя этим проливом, Тет в Вингозунде близ Готенбурга нашел английскую эскадру под начальством адмирала Сомареца и также 6 кораблей, пришедших с Кроуном из Архангельска. Прибыв в начале декабря в Англию, Тет со своей эскадрой поступил под начальство английского адмирала Юнга. Местопребыванием наших судов был Блякстекс в реке Медвей. Слайд 12 Переход отряда Кроуна из Архангельска в Свеаборг и его дальнейшие действия • Между матросами, состоявшими большей частью из рекрут, в первый раз вышедших в море, от дурной пищи и крайне недостаточной одежды, и особенно обуви, открылась в такой степени цынга, что на семи кораблях, пришедших в Готенбург, было 219 человек больных. На одном из кораблей, отделившемся от эскадры в океане и по причине значительных повреждений оставшемся зимовать в Фридрихсверде, больных было 225 человек и 90 умерших. Задержанный в Готенбурге полтора месяца исправлением повреждений судов своей эскадры Кроун 9 октября пришел в Свеаборг, где получил предписание следовать обратно в Готенбург для соединения с Тетом. • Роберт Кроун родился в Шотландии, на ферме Мортаун, в миле к северу от города Перта. Ферма находилась в аренде у его семьи в течение нескольких столетий. Роберт был единственным ребёнком в семье, поэтому родители хотели оставить его при себе, а потому видели для него будущее врача или купца. Будущий адмирал с детства имел тягу к морю, однако, не желая разочаровывать родителей, он согласился стать купцом и в 11-летнем возрасте был отправлен в купеческую контору к ПровшуСимсону. • Однако, не оставив мечту о море, Роберт бежал из дома и пешком направился в Эдинбург. В Лейте его нашли рабочие, посланные родителями. Ребёнка, растроганного историей об отчаянии матери, увезли домой. Однако отец Роберта, видя тягу сына к морю, решил определить его на морскую службу. Мать согласилась на это лишь при условии, что Роберт будет служить на маленьком одномачтовом почтовом судне, курсирующем между Пертом и Лондоном. • В 1788 году лейтенантом британского флота Роберт Кроун был принят в Балтийский флот России в том же звании. В России английский лейтенант получил русские имя и отчество — Роман Васильевич. Он был назначен командиром катера «Меркурий». Командуя этим кораблём, Кроун принимал участие в войне со Швецией 1788—1790 гг. В начале мая 1789 года «Меркурий» под командованием Кроуна вступил в бой со шведским бригом «Снапоп» и взял его на абордаж, после чего принудил к сдаче 44-пушечный фрегат «Венус». За это Роман Васильевич был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса, произведён в чин капитана 2-го ранга и назначен командиром захваченного фрегата. • За отличную храбрость, оказанную в разных поисках против неприятеля на кутере «Меркурiй» и за взятие шведского 44 пуш. фрегата «Венусъ» • В 1798—1799 годах Кроун участвовал в Голландской экспедиции, где отличился при захвате франко-голландского флота у мыса Гельдер. За это 29 января 1799 года получил звание контр-адмирала, а 11 февраля 1804 года — вице-адмирала. • В 1812 году адмирал был отправлен в Архангельск, где принял шесть новых кораблей и северным путём отправился в Англию. Вместе с английской эскадрой он участвовал в блокаде портов Франции, Голландии и Дании, а также в захвате судов, идущих в осажденные северогерманские порты. В 1814 году на флагманском корабле Кроуна из Лондона во Францию был перевезён король Людовик XVIII. Слайд 13 • Некоторые из морских команд в отечественную войну находились также при наших сухопутных армиях, где постоянно отличались храбростью и стойкостью в сражениях, а умелым и быстрым исполнением возлагаемых на них важных поручений, имеющих отношение к морскому делу, во многих случаях приносили существенную пользу действующим войскам. Слайд 14 • Главнейшим из представителей моряков в береговой службе был гвардейский экипаж.С началом боевых действий Гвардейскому экипажу были поручены работы по устройству переправ, строительству мостов, возведению укреплений. Моряки исправляли дороги для обеспечения отхода армии, уничтожали мосты и портили дороги перед наступающим противником. Поэтому зачастую ситуация складывалась так, что одна часть экипажа, будучи в авангарде отступающей армии, мосты наводила, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно сковывала действия противника. Ротам Гвардейского экипажа приходилось трудиться вместе с понтонными и пионерными ротами армии. От их работы во многом зависели скорость движения войск, порядок и организованность их отхода. Моряки действовали быстро, проявляли находчивость и сообразительность. Слайд 15 • В отечественную войну 1812 года гвардейский экипаж, встретив неприятеля у Витебска, находился при армии во время отступления ее до Москвы, а потом, при изгнании врага из пределов России и преследовании его, прошел до Парижа. Малочисленный строевой состав экипажа, по временам уменьшаемый исполнением особых поручений, не имел возможности принимать участие во многих сражениях, но зато знание морского дела давало ему возможность оказывать важные услуги армии на другом поприще. • Рано утром 26 августа 1812 года французы напали на село и выбили оттуда батальон лейб-гвардии Егерского полка, который отступил к своим позициям через мост. Вслед за егерями через этот же мост прорвался 106-й линейный полк неприятеля, после чего моряки быстро взорвали деревянный мост, и французы оказались в ловушке. В завязавшемся бою егеря и моряки практически полностью уничтожили врагов. Наступлений французов на этом фланге русской армии у Бородино больше не было. Артиллерийская команда Экипажа с 2-мя орудиями в составе артиллерийской гвардейской роты также участвовала в бою на южной возвышенности редутов Багратиона и потеряла много орудийной прислуги и лейтенанта И. Л. Киселёва. В своём первом сражении Экипаж потерял убитыми и ранеными 24 матроса и одного офицера. За проявленное мужество и храбрость 16 моряков-гвардейцев были награждены «Знаками отличия Военного Ордена», а офицеры – орденами. Слайд 16 Нельзя недооценивать роль Балтийского флота в экспедициях и научных открытиях. Балтийский флот стал родоначальником всех дальних и кругосветных плаваний русских - на карте мира сделаны 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота.Самые известные и значимые из них – описание северных берегов России, первое русское кругосветное плавание и обеспечение жизнедеятельности Русской Америки, открытие последнего из континентов планеты Антарктиды. Балтийцами себя считали великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Фёдор Ушаков и Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, Степан Макаров и Николай Эссен, первооткрыватели новых земель Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен, Геннадий Невельской, композитор Николай Римский-Корсаков, писатели Анатолий Соболев и Сергей Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации Александр Попов, физик Борис Якоби, собиратель русского слова Владимир Даль, кораблестроитель академик Алексей Крылов Слайд 17 Созданный Петром I флот славен не только одержанными им победами во время военных действий. Балтийский флот внёс огромную лепту в мировую географическую науку своими экспедициями, изобретениями, открытиями. Балтийский флот прославили выдающиеся личности — И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Литке, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, А.А. Попов, С.О. Макаров и многие другие. В 1918 году Балтийский флот был переименован в Морские Силы Балтийского моря. С момента основания и до 1950-х годов являлся самым крупным и боеспособным соединением военно-морского флота страны. С реализацией программы строительства океанского флота утратил свое первостепенное значение, но и сегодня является основной учебной базой и "кузницей кадров" для ВМФ России. | |
Просмотров: 697 | Загрузок: 167 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |