сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Лекция для родителей на родительском собрании по теме "Особенности воспитания в современных условиях" - Родительские собрания - Внеклассная работа - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Внеклассная работа » Родительские собрания

Лекция для родителей на родительском собрании по теме "Особенности воспитания в современных условиях"

03.10.2010, 05:16


Особенности воспитания в современных условиях
Среди парадоксов, которые оставил нам в наследство XX век, есть и такой: оказывается, жить в условиях свободы во многих отношениях тяжелее, чем жить в несвободе. Это относится к реалиям экономическим, политическим — многие наши граждане растерялись оттого, что государство отныне «не даёт» работу, бесплатную квартиру, что за многие привычно бесплатные услуги надо платить, что самые высокие государственные посты не спасают от беспардон¬ного «компромата», не гарантируют безопасности жизни.
Но, пожалуй, в большей степени тяжесть свободы отразилась на духовной, нравственной сфере жизни общества. И это при том, что на каждом перекрёст¬ке — политическом, общественном, культуры и искусства, образования — все ис¬ступлённо толкуют о свободе личности. Забыв или не ведая о том, что свобода личности — привилегия и бремя человека социально и нравственно зрелого, облада¬ющего определённым уровнем культуры, понимающего, что в свободе содержится ровно столько же и несвободы, ограничений, что демократия регулируется твёр¬дым кодексом писаных законов и неписаных нравственно-этических правил, кото¬рые ограничивают интересы и амбиции одного человека или группы интересами и амбициями другого человека, другой группы.
А наши граждане в большинстве проявили себя, как подростки, тинейдже¬ры, из жизни которых убрали общественные запреты-поводки, — они и понеслись сломя голову. И в одночасье в стране — «самой читающей», с астрономическими тиражами газет и журналов — развилось махровое социальное дикарство, на жизненную сцену открыто, во весь рост вышел сегодня пророчески предсказан¬ный поэтом в начале XX века «его препохабие» «грядущий хам».
Справедливости ради скажем, что у этого явления были давние предпосыл¬ки: всевластие идеологической лжи, разрушенные храмы, поруганные святыни. Пришедшая на смену старой «новая революционная мораль» освобождала от из¬лишней щепетильности: вошёл в Учредительное собрание «человек с ружьём» — и нет вчерашних собратьев, с кем плечом к плечу большевики готовили революцию. В угоду «политической целесообразности» дважды два — пять оказалось вполне «премиленькой штучкой» (Ф. Достоевский). Так мораль обретала в обществен¬ном сознании декоративно-прикладной характер, люди учились «преступать чер¬ту». После этого всё было легко и просто — объявлять «красный террор», ста¬вить к стенке собственный народ, бросая людские судьбы в топку «борьбы за светлое будущее», подводя под всё это идеологическую базу: «нравственно то, что служит строительству нового мира».
Как тонко подметил поэт,
Во имя блага проще убивать,
Но как нам знать, какая смерть — во благо?..
В 60-е годы, в период «оттепели» общество открыто-пристально взглянуло на «но-вого человека», на «формирование* которого ушло столько лет и слов. И ужаснулось, увидев, какие чудовищные сбои дала светлая мечта о «всесторонне развитой личности*, о новой морали, какие искривления претерпела попытка выстроить совершенную конст-рукцию безнравственными средствами. Пресса и литература тех лет (А. и В. Агранов¬ские, Е. Богат, Ю. Трифонов, В. Тендряков и др.) отразили тревожную общественную напряжённость, неизбежный конфликт между идеалом и его воплощением. Неминуем был путь от духовного Чернобыля к физическому. Самый объективный и самый беспо¬щадный эксперт — жизнь поставила свой суровый диагноз: так жить нельзя.
Перестройка позволила все наши беды свалить на командно-административную сис-тему. Казалось: вот-вот появится свет в конце затяжного тоннеля. Общество обрело, на-конец, долгожданную свободу. Как же мы распорядились этим всеобщим социальным бла-гом? Весьма своеобразно: на смену тотальному администрированию пришёл тотальный имморализм. Свобода обернулась жесточайшим духовным террором по отношению к нрав¬ственной части общества.
Безголосые певички и узкогрудые растрёпанные юнцы в каждый дом потащили с экра-на «блатаризацию» языка и откровенную пошлость: «Ты своими усами разорвал мне кол-готки» — такие песни нам стали петь. Телеэкран стал обильно питать общество отброса-ми «международной цивилизации», его заполонили девицы с необозримыми бюстами и актёры с надувными фаллосами — «жутко смешно»... Творческая свобода, о которой так мечтали художники слова, экрана и кисти, обернулась «самовыражением» дикарей и баналь¬ным хулиганством, за которое в недавнем прошлом давали 15 суток ареста.
Люди со здравым, инстинктом самосохранения надолго выключили свои «ящики». Но у молодёжи, у подростков нет ещё стойкого иммунитета к пошлости, нет вкуса, нет пони-мания, что хорошо, а что плохо. И мы, взрослые, к стыду своему, немало делаем для того, чтобы это понимание у многих молодых людей так и не появилось. С энтузиазмом безумца взрослые стали разрушать остатки наших традиционных ценностей, идеалов. На свет Бо-жий, словно тараканы из щелей, выползли щедринские «нивеляторы», «твёрдой души про-хвосты», основное «достоинство» которых — ни стыда, ни совести. И мы способствуем их социальному размножению. С каких-то пор мы словно утратили способность отделять чёрное от белого, смешиваем их и получается вязкая серая масса, проникающая, как радиа-ция, во все поры нашей жизни — общественной, политической, служебной, личной. Нравст¬венный блуд обрёл характер эпидемии. С интимных отношений, похоже, скоро снимут по¬следние ветхие одежонки, и «цивилизованные» люди начнут совокупляться, как мухи на пыльном стекле, — на глазах у изумлённой публики. Тайна «перекрёстных намёков и взгля¬дов игра» — отброшена, как анахронизм, ненужный хлам. Сегодня воцаряется новая «фор¬мула любви»: пришёл, увидел, уложил... Но даже это бледнеет перед «любовью по Интерне¬ту»: более 9000 пар за год виртуально «поженились». «Прекрасная дама» Блока выглядит на этом фоне старомодной провинциалкой, а «огненно-яркое личное чувство» — принад¬лежностью «факультета ненужных вещей». Могильным холодом веет от такой «любви»... Разве что разводы, стали предельно лёгким и необременительным делом: «Ухожу. Не ищи меня ни на каком сайте...» Оторопь не берёт?
Общество встало сегодня перед новой проблемой, не виданной прежде: невозможно найти адекватную реакцию на происходящее. Матери-«одиночки» бросают новорождён-ных в мусорные контейнеры, дети оставляют старых родителей умирать в одиночестве. «Отморозки» (вчерашние школьники) спокойно разряжают обойму в человека, выходяще¬го утром из своей квартиры, создают общество «Голубая орхидея», которое несколько лет развращает детей в массовом порядке — на чёткой, так сказать, «технологической» ос-нове... Как реагировать на всё это — криком? Шёпотом? Немым ужасом?
Во все времена молодёжь подражала взрослым, копировала их поступки, брала с них пример. Какой пример являет сегодняшнее общество молодёжи? Увы, — «всеобщей хлестаковщины» (М. Салтыков-Щедрин) и конформизма. Для наших дедушек и бабушек было естественным сказать человеку без чести, совести, достоинства: «Вы, сударь (судары¬ня), — подлец, руки я вам не подам и в дом не пущу...» Мы сегодня не способны на такой нравственный поступок. Мы «интеллигентно» раскланиваемся с подонками, обсуждаем разные проблемы, пьём с ними чай, приглашаем в гости. Кто сегодня осмелится последовать со¬вету Н.А. Некрасова:
«Плюньте в лицо ему, добрые люди!»?
Мы дошли до того, что оправдываем... уголовщину. Человек обокрал своих коллег — гнусно, мелко, обманным путём. А его защищают: ему, видите ли, мало платили, зарпла¬та у него не соответствовала способностям. Давайте тогда, следуя этой логике, грабить банки, бить стёкла в домах «новых русских» — у нас у всех зарплаты, небольшие, государ-ство всегда весьма скромно оплачивало труд своих граждан. Значит, остаётся одно — «грабь награбленное»? Мы что — в одночасье стали вырожденцами, люмпенами первых лет революции?
Чтобы взрослым иметь моральное право воспитывать молодёжь, нужно для начала хотя бы научиться называть вещи своими именами: бесстыдство — бесстыдством, ци-низм — цинизмом, враньё — враньём. Конечно, гораздо легче прикрываться туманным флёром прагматичного соглашательства: не можешь, дескать, изменить си¬туацию, меняй к ней отношение. Но что, скажите на милость, при этом надо делать — начи¬нать считать подлость благородным поступком? Куда мы придём с такой философией, до-бровольно предоставляя извращенцам всех форм и мастей пользоваться неограниченной свободой на нашем общем жизненном пространстве?'..
Всего за 16 лет произошло то, о чём ещё в 1948 году говорил Аллен Даллес, планируя психологическую войну против России, — капля за каплей, постепенно и незаметно подвес-ти нашу страну к тотальному поражению (в данном случае — духовному): «Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, — всю золотую ма-териальную мощь на оболванивание и одурачивание людей... Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих едино¬мышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного и непобедимого народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания...
Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследо-ванием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, теа-тры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувст-ва... Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, — словом, всякой безнравственности... В управлении государством мы со-здадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превра-тятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство...
Национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому наро-ду, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посме-шище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать ду-ховные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем рас-шатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских и юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».
Похоже, Даллес прогнозировал ситуацию сегодняшнего дня России...
В этой ситуации становится очевидным: воспитание детей обретает характер cmpатегической проблемы государственного значения, граничащей с проблемой государственной безопасности.
Так что впереди — огромная и теоретическая, и практическая работа, цель кото¬рой — воспитать не «нового человека», а человека порядочного, патриота, гражданина своей Родины.
В наше время, как ни в какое другое, научно-технический прогресс прямо пропорционален количеству человеческих, как взрослых ,так и дет¬ских, драм и страданий, одиночества и беззащитности. Это время, в кото¬рое нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Основной временной характеристикой можно на¬звать неопределенность. Сегодня многие философы и психологи говорят о том, что велика возможность антропологической катастрофы, т. е. идет процесс дегуманизации человека — его уход от жизни в обществе, от природы, от труда и, в конечном итоге, от самого себя.
Чем усиливается социальный драматизм? В первую очередь, безра¬ботицей, социальным неравенством, бедностью, насилием, обострением социальной конфликтности. На фоне социального драматизма прорастает личный драматизм человека: неопределенность будущего, неумение разобраться в причинах этой неопределенности, намеренный уход от решения проблем и как результат — стрессы, срыв собственной жизнеспособности.
«Мы все страдаем от необходимости подавлять свои побуждения; одни больше, другие меньше... По доброму старому... определению пси¬хопат — это человек, который либо страдает от требований, предъявляе¬мых обществом, либо заставляет страдать само общество. Но особенно это определение относится к тем людям, которые в результате ломаются и становятся либо невротиками, т. е. больными, либо преступниками». (К. Лоренц. «Агрессия»). Чтобы ситуация, описанная выше, не стала нормой нашей жизни, необходимо построить воспитательную работу так, чтобы она не готовила почву для описанных выше явлений, а предупре¬ждала их появление. Проблемы взрослых, их драмы сегодня, становятся драмами детей в будущем.
По мнению психологов, в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и младшего возраста. В школах появляется все больше детей, которых психологи и педагоги называют проблемными. Очень частой становится ситуация, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от кото¬рых этого не ожидали ни родители, ни школа. Это своего рода сигнал протеста против ханжества, вранья, агрессивности мира взрослых.
Проблемный ребенок появляется и в неблагополучной семье, и в се¬мье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений и т. д. Обратившись к школьной ста¬тистике, видишь, что у сегодняшних школьников семья не развивает самостоятельность, аналитические и рефлексивные умения.
Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализа¬ции. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые призвана помогать хорошо организованная и продуманная воспитательная работа в школе.
О каких симптомах идет речь?
1. Очень раннее и быстрое физическое развитие ребенка, которое под¬
час опережает его психическое взросление.
2. Разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми
нормами поведения.
3. Отсутствие навыков рефлексивных действий, т.е. самопознания личностью своих внутренних состояний и осмыслением своих поступков.
4. Отсутствие эмпатии (чувства сопереживания) не только чужим, но и
своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость воле¬вых качеств.
5. Пресыщенность информацией параллельно с обнищанием души.
Определив проблемы, мы можем построить вос¬питательную работу с детьми по предупреждению и профилактике этих явлений. Обратившись к трудам психологов-гуманистов, можно выде¬лить основные направления гуманистического воспитания. Кратко их можно сформулировать так:
1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития
самореализующейся личности.
3. Система воспитания должна быть направлена на сохранение единст¬ва
тела и духа, чувств и разума.
4. Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуаль¬ных
особенностей личности.
5. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав
ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.
Существуют общие правила успешного взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребенка, т. е. взрослых и детей.
Правило № 1
Всякое взаимодействие должно быть неформальным
Правило № 2
Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересован¬ность взрослого и будить заинтересованность ребенка

Правило № 3
Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков
Правило № 4
Взаимодействие должно быть справедливым и объективным
Правило № 5
Взаимодействие должно давать шанс на перспективу



Категория: Родительские собрания | Добавил: biolin
Просмотров: 1442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru