Главная » Файлы » Внеклассная работа » Классные часы |
Деловая игра «Умеем ли мы общаться?»
31.01.2012, 17:18 | |
Деловая игра «Умеем ли мы общаться?» Ведущая. Мы уже говорили с вами о ти¬пах характеров. Сегодня мы поговорим об об¬щении. Наш жизненный опыт еще мал, и по¬рой мы не знаем, как вести себя в разных си¬туациях, как поступать, чтобы не было кон¬фликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предла¬гается анкета). В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: I. Не принимаю участия. II. Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю пра¬вильно. III. Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя». Выступаете ли вы на собраниях (классных ча¬сах) с критикой руководства? I. Нет. II. Только если имею для этого веские ос¬нования. III. Критикую всегда и по любому поводу. Часто ли вы спорите с друзьями? I. Только в шутку и то если это люди не обидчивые. II. Лишь по принципиальным вопросам. III. Споры — моя стихия. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед? I. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже. II. Делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону. III. Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша ре¬акция. I. Не буду поднимать бучу из-за пустяка. II. Молча возьму солонку. III. Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды. На улице или в транспорте вам наступили на ногу... I. С возмущением посмотрю на обидчика. II. Сухо без эмоций сделаю замечание. III. Выскажусь, не стесняясь в выражениях. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нра¬вится. I. Промолчу. II. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием. III. Выскажу все, что я об этом думаю. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь? I. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не уча¬ствовать в этом безобразии. II. Не скрою досаду, но отнесусь к проис¬шедшему с юмором, пообещав взять реванш. III. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотроншикам. Оценки: «I» — 4 очка, «II» — 2 очка, «III» — О очков. Идет подсчет баллов. Класс разбива¬ется на три пси-хологических типа. 22—32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуа-ций на работе и дома. Из¬речение «Платон мне друг, но истина доро¬же!» не может быть вашим девизом. Вас ино¬гда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица. 12-20 очков. Вы слывете человеком кон¬фликтным. Но это преувеличение. Вы кон¬фликтуете, только если нет иного выхода, ког¬да все другие средства исчерпаны. Вы способ¬ны твердо отстаивать свое мнение, не ду-мая, как это отразится на отношениях к вам това¬рищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вы¬зывает к вам уважение. До 10 очков. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес — можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает лю¬дей. Не поэтому ли у вас нет настоящих дру¬зей? Постарайтесь обуздать свой характер. Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможнос¬тей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Да¬вайте поучимся говорить друг другу при-ятные слова. (Вызывается 2 человека — мальчик и де¬вочка. Делая вперед по одному шагу, они гово¬рят друг другу комплименты. Кто выиграет ?) Ведущая. Умение высказать свое распо¬ложение к собеседнику — это еще не все. Мо¬лодому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основ¬ной темы. Итак, следующий конкурс на-зыва¬ется «Культурная беседа». Два человека садят¬ся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собесед¬ник последний раз и какое мнение у него сло¬жилось об этом фильме. (Вы формулируете пе¬ред ребята-ми задачу: просите построить бесе¬ду таким образом, чтобы можно было внима¬тельно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои зада¬чи, которые поставлены вами перед со-бою. Вре¬мя диалога — 4 мин.) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежли-вость — неотъемлемое ка¬чество общения. Давайте же поиграем в «Ре¬чевой этикет». Играют два человека. • Назовите слова приветствия. (Здравст¬вуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый ве¬чер! Приветствую вас! Привет! Салют!) • Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте добры!) • Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас... Познакомь¬тесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.) • Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие из¬винения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извине¬ния... Простите за...) • Есть ли несколько слов утешения и обо¬дрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспо-койства... Нет ничего пло хого в том, что... Все будет хорошо... Успокой¬тесь...) • Слова благодарности. (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... За¬ранее благодарен... Признателен вам... При¬мите мою благодарность.) • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас ви¬деть! Приятно было познакомиться!) При общении очень часто возникают труд¬ные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать. • Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здоровать¬ся? Ты меня первая увидела, вот бы и поздо¬ровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.) • Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здо¬ровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя? • Тебя обозвали. Твоя реакция? 1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскла¬няюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). 2. Отблагодарю тем же (обзову). 3. Пожалуюсь старшим. Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подража¬ния, которому можно всегда и во всем дове¬риться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.) Положительные: доброжелательность, без¬отказность, тактичность, миролюбивость, веж¬ливость, честность, великодушие, гостеприим¬ность, деликатность, добросердечность, жиз¬нерадостность, инициативность, остро-умие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность, целомудрие, неподкупность, любовь к Родине. Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражи¬тельность, агрессив-ность, завистливость, рав¬нодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятность, легко¬мысленность, лицемерие, корыстолюбие, не¬брежность, назойливость, обидчивость. Ведущая. А теперь я предлагаю всем са¬мое серьезное задание. Суть его такова. В те¬чение 5 мин 3 группы (по рядам в классе) на¬пишут свои предложения в общий свод зако¬нов общения нашего класса. За основу мож¬но взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает заповеди из Библии, а кто-то — советы психологов... (Законы, о которых у нас речь, можно обобщить и записать, например, так. Самый главный человек на свете — это тот, кто пе¬ред тобой. Полюбите его, постарайтесь, что¬бы он понравился вам. Дарите ему знаки ува¬жения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу... Ста¬райтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. Стройте об¬щение на равных, а не с позиции сверху. Бе¬регите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не исти¬на. Избегайте категоричности, особенно в возраже-ниях. Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к исти¬не и миру.) Ведущая. В заключение дам вам еще не¬сколько таких рецептов поведения. Невежли¬во во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что го¬ворят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше. Никогда не шепчитесь в гостях. Не преры¬вайте говорящего. Если кто-то заговорит од¬новременно с вами, приостановитесь, и дай¬те ему окончить... В обществе и за столом не спите, хотя луч¬ше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются буме-рангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отно¬шении к своим ближним. | |
Просмотров: 1542 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |