Главная » Файлы » Музыка | ИЗО | МХК » Другое |
История развития и становления Дизайна
· Скачать | 16.10.2013, 00:14 |
История развития и становления дизайна. «Каждая эпоха неизменно создает новые формы и ценности, но так же разрушает их». Вальтер Гропиус. С конца 5 века н.э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эра Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Улицы средневековых городов застраивались узкими высокими домами , каждый из которых был замкнутым в себе пространством .. Достижения ремесленного искусства были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости соединения деталей. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкцией . Но вот в 12-13 веках в Италии возникают города- республики, где бурное развитие получают торговля и ремесла. Это создает благоприятные условия для расцвета культуры. Поэзия , искусство, просвещение, начинают все более пробуждаться, и в последующие 15-16 века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировозрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой было античной культуре, философии и искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей; эстетические потребности, а с ними и мир вещей. Для Возрождения был характерен небывалый расцвет искусства. Флоренция, Венеция, Мантуя, Сиена и другие города Италии украшались великолепными архитектурными ансамблями, а стенопись и скульптура того времени принадлежат к вершинам европейской художественной культуры. Для искусства раннего периода Возрождения были характерны простота и ясность, воплощенные в переосмысленные античные формы. Гладкие стены комнат , тонкие карнизы и тяги, балки по потолку, иногда подкрашенный, иногда с легкой позолотой, совсем немного резьбы и лепки. Характерно , что детали архитектуры и внутри помещений мало мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера отличалось от внешнего. Эти пространства были , как взаимно связаны. Не случайно, изображая на полотне помещение, художник непременно раскрывал окна или двери, а выходя во внешнее пространство, как бы заглядывал в окна. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое: табуреты, скамья, шкаф и сундук. Вещи (как и мебель) можно было перемещать в пределах комнаты или убрать вовсе- облик интерьера при этом не изменялся. Примерно в 16 веке архитектура и интерьер утрачивали свою ясность и простоту. Появились совсем новые типы мебели , в частности кабинет. К началу 17 века создаются грандиозные дворцы и храмы , в отделке интерьеров стали широко применять лепнину, скульптуру и живопись, самые богатые отделочные материалы вплоть до золота. Этот период в искусстве получил название барокко, а его стилевые признаки барочным. Усложненность и массивность – внешние признаки барочной мебели- сочетались с ее комфортабельностью и удобством: такими были мягкие кресла с подлокотниками и широкими спинками. Обогатилась техника украшения мебели: наряду с резьбой и росписью получает распространение инкрустация из дерева , перламутра, черепахи или бронзовые накладки. Во второй четверти 18 века мировая архитектура теряет всякие признаки монументальности и конструктивной ясности, что особенно ощутимо в интерьерах: стены и потолки превращаются в декорации, Пришел стиль рококо (от слова «рокайль»- завиток в виде раковины). В это время знаменитый русский архитектор Варфоломей Растрелли(1700-1771) строит для императрицы Елизаветы и ее вельмож великолепные дворцы- Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский. Просторные залы этих дворцов поражают обилием лепных узоров, блестящими , отражающие в зеркалах паркетами, искусно расписанными плафонами. В середине 18 века европейская знать предпочитала скорее небольшие уютные комнаты, обставленные легко передвигающимися невысокими креслами, столиками , банкетками. Одностильные , обитые одинаковой тканью, они образовывали гарнитуры. Такие группы мебели дополнялись вазами, скульптурами на специальных подставках или консолях. Стиль рококо избегал прямых линий не только в архитектуре, но и в мебели. Одним из самых излюбленных предметов обстановки того времени становится комод, своей словно набухающей формой живо напоминающий традиционные китайские сосуды. Отделка предметов достигает подлинного совершенства: используется и золоченная бронза, и фарфор, и мозайка из камня или различных пород дерева. Раскованность и смелость орнаментального убранства, острота рисунка и композиции, украшавших мебель , были удивительными. В духе предметов того времени были и костюмы. Затянутая в корсаж, расширенной до гротескных размеров юбкой, с обилием отделки, кружев, светская женщина была похожа на фарфоровую статуэтку. Во второй половине 18 века под влиянием идей Просвещения возобновляется интерес к античности. Сначала во Франции, а затем и в других странах стиль рококо идет на спад. Наступает эпоха классицизма, сочетающая строгость и простоту с некоторой долей холодности и рассудочности, сочетающая строгость и простоту с некоторой долей холодности и рассудочности. Стены помещений, выдержанные в строгой колористической гамме, расчленяются пилястрами на симметричные плоскости. Архитектурные карнизы и тяги делаются тонкими и плоскими. Строгая симметрия и упорядочность сменяет живое движенье форм и рококо. Вместо затейливой игры завитков и раковин на стенах появляется строгая классическая орнаментация в виде гирлянд, розеток, медальонов, располагавшихся в определенном ритмическом чередовании. В начале19 века , Вов время империи Наполеона , сложился новый стиль – ампир, завершивший собой развитие классицизма. В этот период архитектура потеряла былой строгий характер, ее стала отличать торжественная монументальность, парадное великолепие и помпезность. 19 век, названный веком пара и электричества, поистине был веком ошеломляющего прогресса. За сто лет человечество в развитии техники проделало больший путь, чем за предыдущие сто веков. Появились все новые источники энергии. Технический прогресс века хорошо прослеживается на железных дорогах. Все более развивается и наука о машинах. Форма же машин почти не привлекала внимания, она оставалась плодом интуиции конструктора. Растерянность архитекторов и художников этого периода повлияла на господствовавшее мнение, что машина не может ,да и не должна быть красивой, ее дело приносить пользу. Красоту же в любых ее проявлениях могут создавать только осенненые «божественным вдохновением» художники в виде произведения искусства. Слабость таких эстетических воззрений обнаружила с особой силой Промышленная выставка 1851 года в Лондоне. Все увидели удручающий разрыв между великолепием технических замыслов и эстетическим убожеством их воплощения. Особенно отсталой в этой области оказались именно технически передовая Англия. К тому же технический прогресс радовал далеко не всех. Среди таких людей выделялась фигура английского философа Джона Рескина (1819-1900). Рескин отвергал новую машинную технику, он указывал на то , что с ее появлением растет власть алчного капитала и армия несчастных рабов, что с исчезновением ручного труда люди становятся просто придатками машин , лишаясь всякой радости творчества. Духота, смрад и дым огромных фабричных цехов делают ужасную среду обитания людей; лишают их всех начал добра и красоты, уничтожают тягу к прекрасному, к искусству. Однако , восставая против власти машин и господства машинной продукции, Рескин не отрицал органической связи красоты и пользы. И в этом уже угадывалось начало эстетики машинной продукции и самих машин. Продолжатель идей Рескина, поэт, талантливый и разносторонний художник, Уильям Моррис(1834-1896) перенес идею Рескина в сферу практической деятельности за пределы Англии . Моррис обратился к предметному окружению, к тем вещам , которые делают рабочие в процессе их производственного труда. Он поставил вопрос об участии художника в создании таких вещей , что само по себе прозвучало в то время крайне необычно. По существу Моррис был один из самых первых теоретиков будущего дизайна, зачатки идей которого уже как бы носились в воздухе. Моррис был и отличным организатором, он сумел привлечь к своим идеям многих художников и архитекторов, и они включились в новую сферу творчества, пытаясь возродить ремесленное ручное производство. С помощью художников Ф.М.Брауна и Берн- Джонса он основал мастерские , в которых собрал ремесленников, изготавливающие предметы прикладного искусства. Многие из выдвинутых Морриса идей дали плодотворные результаты. Такой была идея о неограниченном проникновении эстетического во все области производства предметов. Затем он обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи. Наконец, он указал на важный принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути, его назначению .Эти верные и прогрессивные элементы его теории получили в дальнейшем признание и развитие. Тем самым появился первый стиль в дизайне-«архитектурный», который был предназначен для формообразовании машин. Но к концу 19 века в условиях смешанного характера производства(ремесленного и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление – модерн (В буквальном переводе «новый»). Первые ощутимые признаки нового стиля появились в интерьерах Ван Де Вельде- бельгийского архитектора и художника. В России термин «модерн» стал общепринятым названием нового стиля. Во всех крупных городах сохранились известные памятники модерна. Особенно богата Мосва6 гостиница «Метрополь», бывший дом Рябушинского и ныне дом- музей А. М. Горького. В духе модерна были выдержаны и предметы того времени- мебель, посуда, одежда. Жилище и его оборудование стали рассматриваться как единый взаимодействующий организм, призванный удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Побудительным мотивом всех новшеств стали поиски неповторимых индивидуальных решений архитектуры, композиций интерьера, форм утвари, мебели, орнаментики. Для модерна были характерны живопись, рисованность, пластичность форм. Силуэты предметов часто были смелы и разнообразны, кривые неповторимы, хотя некоторая вялость , нарочитая анемичность очертаний присутствовала непременно. Мебель и утварь модерна скорее графична , чем скульптурна, а рельеф вещей- плоский, будь то поверхность корпусной мебели, резьба или накладка. Но за всеми этими внешними стилевыми признаками скрывались многие прогрессивные тенденции.. Когда в жизни утвердился век машин и полным ходом шла промышленная революция появился многожанровый стиль «Ар Нуво» . Мир стремительно развивался , однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья «историзма»,когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешались в битком набитых «викторианских» гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика 15. Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар Нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар Нуво часто напоминают танцующие , волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Источником идей Ар Нуво была природа. Наиболее распространенной темой стал и бутон(символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, предпочтение отдавалось лилиям, кувшинке, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы- стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. В 1908-1912 годах зародился новый стиль Арт Деко , но он достиг расцвета между 1925-1935 годами. Сам термин происходит от названия международной выставки декоративных искусств и ремесел 1925 года, но как термин, обозначающий художественный стиль, возник в 1966 году, после возрождения выставки в Париже. До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн» Очень популярный и распространенный в свое время арт деко , в наши дни остается эффективным средством создания элегантности и роскоши. Арт деко сочетает в себе одновременно неоклассицизм, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести, восьми- угольников. В производстве изделий использовались дорогие и ценные материалы, змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. В 60-е годы теория функционализма подверглась критике. Прошел всеобщий восторг от массового производства и рационализма в формообразовании. Дизайнеры не хотели видеть себя «продолжением рук индустрии». Появились новые теории, ставшие в центр культурные, психологические и семитические аспекты. В Америке в конце 50-х возникло новое течение «Поп-арт». Оно не было художественным течением в смысле существования группы единомышленников или четкой концепции. Было творчество индивидуалов, которые слышали друг о друге, проводили перформансы и хэппенинги в своих студиях. Название «поп- арт» впервые применил английский критик Л. Оллуэй для обозначения художественного авангарда. Мир поп- арта это мир символов и знаков, вошедших в массовую культуру и отложившийся в сознании как общий визуальный опыт. Художники вдохновлялись обыденными предметами, которых производились миллионы. Мир средств массовой информации, реклама , комиксы, все это представляло для творчества большой интерес. В работах использовались консервные банки, страницы журналов, электроника, фотографии, билеты и т. д. Предметы многократно копировались, вмонтировались в коллажи. Поп- арт развивал свои принципы формообразования, противоположные функционализму, но при этом не противоречащие ему. «Поп » означает соответствовать времени и быть модным «Постмодернизм» распространился с начала 70-х годов 20 века, как тип мировосприятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль отрицая современный функционализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Благодаря этому течению в 1981году появилась группа «мемфис» , этот стиль настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить «формообразующие черты», так как он ориентирован исключительно на выражении самобытности дизайнера. Но острое объединяющее- это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль «мемфис» был привлекательным, остроумным и забавным, это стиль яркого и чистого света . Несмотря на краткость существования (в 1988 году популярность группы стала угасать) стиль оказался центральным явлением в создании интернационального движения постмодернизма. «Мемфис»открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название «новый дизайн». К концу 70-х годов постмодернисткая культура распространила свое влияние и на эстетическое освоение техносферы. Новые технологии открыли возможности индивидуализации продуктов промышленного производства и сервиса. Стало возможно в продукцию вводить символические формы, сочетать технически целесообразное с игрой символов, которая несет форма, придавать этим символам элементы гротеска и иронии. Произведения «Хай -тека» явились альтернативой уходившему модернизму. хай- тек, казавшимся поначалу несерьезным, не только успешно развивался в 80-е, но и дал многочисленные импульсы архитектуре промышленных зданий, активно влиял на промышленный дизайн. В конце 80-х начале 90-х, теряя игровое начало и ироничность хай- тек стал преображаться в гармоничное формообразование объектов, создаваемых с использованием высоких технологий. Стиль хай-тек – это металл, стекло, в данное время он имеет большую популярность. | |
Просмотров: 516 | Загрузок: 128 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |