Главная » Файлы » Физика | Астрономия » Другое |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики.
15.09.2009, 15:50 | |
Обучение самостоятельной деятельности можно разделить на несколько этапов: 1. Наблюдение, измерение, сравнение и составление алгоритма измерений уже в процессе работы в группах. 2. Самостоятельное планирование эксперимента и работа с гипотезами(на примере урока по изучению зависимости кол-ва теплоты, необходимого для нагревания тела, от его массы, разности температур, от рода веществ). 3. Самостоятельное планирование деятельности учащимся.(Изучение равноускоренного движения) 4. Формирование умения самостоятельно добывать знания с помощью учебной деятельности. 5. Проектная деятельность Остановлюсь более подробно на организации самостоятельной деятельности учащихся при использовании мною проектной технологии обучения. Проектная деятельность учащихся –это новая технология обучения. В отличии от традиционной она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук. Проект - самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая материальным воплощением. На первых порах эта деятельность требует поддержки как со стороны учителя, так и родителей. Проектная деятельность может быть ориентирована на знания и умения учащихся, приобретённые в процессе изучения физики и 1)связана с использованием их для изучения каких – либо новых теорий, явлений (например, «Газовые законы»-10кл.); 2) связана с конструированием физических приборов, а также с модернизацией или восстановлением имеющихся, с постановкой новых опытов с ними, конструированием экспериментальных установок, которые помогают и облегчают ведение домашнего хозяйства или улучшают среду обитания человека .(например, «Первоначальные сведения о строении вещества» - простое приспособление для измерения размеров малых тел; прибор для демонстрации диффузии – 7 кл. см. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини – проекты). В каждом проекте присутствует несколько взаимосвязанных заданий, их сложность повышается по мере увеличения знаний учащегося, изучения всё новых и новых разделов физики. Рассмотрим подробнее работу над учебным проектом проведённую мною учениками 10-го класса. Тема « Изопроцессы в идеальном газе». Метод: учебный проект. Основополагающий вопрос: Как, используя теорию идеального газа получить газовые законы? Дидактические цели проекта: Формирование: 1. компетентности в сфере познавательной деятельности; 2. навыков самостоятельной и исследовательской работы с большими объёмами информации; 3.умений доказывать полученные результаты экспериментально; 4.навыков применения полученных знаний при решении задач; 5.навыков работы в команде. 6.воспитание навыков целенаправленного творческого труда Методические задачи проекта: Освоить понятие изопроцессов; пользуясь планом исследования получить зависимость между термодинамическими параметрами р,Т,V при неизменности одного из них; подтвердить полученные законы экспериментально; применить полученный закон при решении количественных и графических задач,(используя алгоритмы решения задач); Научить кратко излагать свои мысли письменно и устно(при защите); формировать навыки работы на компьютере, навыки поиска информации в Интернете и сохранения её. Группы для проведения исследований и определение формы представления отчётов . Класс разделён на три творческие группы по 4 человека, участники определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо рассмотреть и освоить, доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования, о проведении опытов, об обработке собранных сведений, о том как будут оформлены результаты. Самостоятельная работа учащихся: Ученики работают индивидуально или в группах (4 урока) Роль учителя: - Консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Учитель в процессе самостоятельной работы учащихся использует метод наводящих вопросов, управляемую дискуссию. Подготовка учащимися презентации к отчёту о проделанной работе Форма презентации может быть любой: доклад 4-5 мин с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление в форме плаката, буклет, представление веб – сайта с результатами исследования и т. п. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. (см. приложение) Защита полученных результатов и выводов, заполнение оценочных листов, группы оценивают работу каждого участника, учитель оценивает работу групп в целом и отдельности. В ходе защиты учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, которую потом сдают на проверку учителю. Используемая литература: | |
Просмотров: 2841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |