сценарий презентация powepoint урок школа учитель егэ гиа скачать Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики. - Другое - Физика | Астрономия - Копилка сайта - К УРОКУ.RU

К УРОКУ.RU

Учителям, школьникам, студентам и родителям!
Главная » Файлы » Физика | Астрономия » Другое

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках физики.

15.09.2009, 15:50


Обучение самостоятельной деятельности можно разделить на несколько этапов:

1. Наблюдение, измерение, сравнение и составление алгоритма измерений уже в процессе работы в группах.

2. Самостоятельное планирование эксперимента и работа с гипотезами(на примере урока по изучению зависимости кол-ва теплоты, необходимого для нагревания тела, от его массы, разности температур, от рода веществ).

3. Самостоятельное планирование деятельности учащимся.(Изучение равноускоренного движения)

4. Формирование умения самостоятельно добывать знания с помощью учебной деятельности.

5. Проектная деятельность

Остановлюсь более подробно на организации самостоятельной деятельности учащихся при использовании мною проектной технологии обучения. Проектная деятельность учащихся –это новая технология обучения. В отличии от традиционной она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук. Проект - самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая материальным воплощением. На первых порах эта деятельность требует поддержки как со стороны учителя, так и родителей.

Проектная деятельность может быть ориентирована на знания и умения учащихся, приобретённые в процессе изучения физики и 1)связана с использованием их для изучения каких – либо новых теорий, явлений (например, «Газовые законы»-10кл.);

2) связана с конструированием физических приборов, а также с модернизацией или восстановлением имеющихся, с постановкой новых опытов с ними, конструированием экспериментальных установок, которые помогают и облегчают ведение домашнего хозяйства или улучшают среду обитания человека .(например, «Первоначальные сведения о строении вещества» - простое приспособление для измерения размеров малых тел; прибор для демонстрации диффузии – 7 кл. см. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини – проекты).

В каждом проекте присутствует несколько взаимосвязанных заданий, их сложность повышается по мере увеличения знаний учащегося, изучения всё новых и новых разделов физики.

Рассмотрим подробнее работу над учебным проектом проведённую мною учениками 10-го класса.

Тема « Изопроцессы в идеальном газе».

Метод: учебный проект.

Основополагающий вопрос: Как, используя теорию идеального газа получить газовые законы?

Дидактические цели проекта: Формирование:

1. компетентности в сфере познавательной деятельности;

2. навыков самостоятельной и исследовательской работы с большими объёмами информации;

3.умений доказывать полученные результаты экспериментально;

4.навыков применения полученных знаний при решении задач;

5.навыков работы в команде.

6.воспитание навыков целенаправленного творческого труда

Методические задачи проекта: Освоить понятие изопроцессов; пользуясь планом исследования получить зависимость между термодинамическими параметрами р,Т,V при неизменности одного из них; подтвердить полученные законы экспериментально; применить полученный закон при решении количественных и графических задач,(используя алгоритмы решения задач); Научить кратко излагать свои мысли письменно и устно(при защите); формировать навыки работы на компьютере, навыки поиска информации в Интернете и сохранения её.

Группы для проведения исследований и определение формы представления отчётов .

Класс разделён на три творческие группы по 4 человека, участники определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо рассмотреть и освоить, доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования, о проведении опытов, об обработке собранных сведений, о том как будут оформлены результаты.

Самостоятельная работа учащихся: Ученики работают индивидуально или в группах (4 урока)

Роль учителя:

- Консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Учитель в процессе самостоятельной работы учащихся использует метод наводящих вопросов, управляемую дискуссию.

Подготовка учащимися презентации к отчёту о проделанной работе

Форма презентации может быть любой: доклад 4-5 мин с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление в форме плаката, буклет, представление веб – сайта с результатами исследования и т. п. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. (см. приложение)

Защита полученных результатов и выводов, заполнение оценочных листов, группы оценивают работу каждого участника, учитель оценивает работу групп в целом и отдельности. В ходе защиты учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, которую потом сдают на проверку учителю.
Наиболее слабые учащиеся в процессе самостоятельной работы получали памятки и подсказки, направляющие их деятельность: план исследования, план изучения газовых законов, памятки решения количественных и графических задач(см. в приложении). Кроме работы над теорией каждый уч-ся должен был представить учителю по две задачи (предложенные учителем на 1-ом уроке, задачи разноуровневые).
И в завершении отмечу, в реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике (одного из сложных предметов), наконец, с перспективой пополнения портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством( в разработке новых опытов, приборов и приспособлений - если дети заняты конструированием); родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой. а ещё и с «золотыми» руками.

Используемая литература:
«Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003г.
«Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини – проекты).
Intel Обучение для будущего, Москва 2004
Учебники: физика- 10, Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский; физика -10, Л.И Анциферов

Категория: Другое | Добавил: mel
Просмотров: 2841 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Внимание!
Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то
здесь Вы можете подать заявку на получение
Свидетельства о публикации!

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анализ сайта онлайн Рейтинг@Mail.ru