Главная » Файлы » Технология » Разработки уроков |
Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ на уроках технологии
28.06.2011, 11:19 | |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 «Инструменты и приспособления» Класс: 4 класс Малахова Надежда Александровна Учитель технологии, МОУ СОШ № 28, высшая квалификационная категория 2011 год Пояснительная записка Автор: Малахова., учитель технологии Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28 п.Мостовского» Краснодарского края Предмет: технология Тема. «Инструменты и приспособления для ручных работ» Цели: Формировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ. Познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ и правилами по технике безопасности. Задачи: Образовательная: формировать понятия ручные работы, показать разнообразие инструментов и приспособлений, Воспитательная: воспитывать чувство ответственности прививать навыки аккуратности в работе. Развивающая: развивать мышление, внимание и речь. Продолжительность: 40 мин Класс: 4 Авторский медиапродукт: 2 презентации к уроку Тип урока: объяснение нового материала Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, демонстрационный, стимулирующий Средства обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер Оборудование: диск, тетради на печатной основе, карточки с загадками о инструментах, индивидуальные карточки с текстами об инструментах, карточки с заданием практической работы, карточки с кроссвордом. Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. В конспект урока внедрены все приложения, их можно посмотреть, щёлкнув дважды на значок. Презентация к уроку очень большая, её можно использовать при изучении следующих тем: «Инструменты и приспособления для ручных работ», «Техника безопасности при выполнении ручных работ», «Организация рабочего места при выполнении ручных работ» На уроке применяется индивидуальная, групповая работа, фронтальный опрос учащихся. Дети готовят дополнительные сведения к уроку, защищают проект «Где применяют инструменты и приспособления?» Решают задачи. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Применяются здоровьесберегающие технологии, физкультминутка, упражнение на релаксацию, для глаз. Краткое описание содержания интерактивных учебных кадров - экрана. 1. Титульный слайд 2. Загадка о игле. 3. Загадка о ножницах 4. Какие бывают ножницы 5. Загадка о наперстке. 6. Ассортимент напёрстков 7. Загадка о сантиметровой ленте 8. Внешний вид сантиметровых лент 9. Загадка булавках 10. Виды булавок 11. Что такое портновские мелки? 12. Разновидности портновских мелков. 13. Новые слова. 14. Пр.раб. Классификация инструментов и приспособлений 15. Физ.минутка 16. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ! 17. Опасности в работе. 18. Что нужно сделать с иголками и булавками до начала работы? 19. Что нужно делать во время работы 20. содержать в чистоте и порядке рабочее место 21. вкалывать иглы и булавки только в игольницу 22. надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его 23. класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя 24. передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. 25. Что нужно сделать по окончании работы 26. Подведём итоги 27. Техника безопасности при выполнении ручных работ 28. приложение Целесообразность использования медиапродукта на занятии: 1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях ; 2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала); 3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов; 4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. "Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления" Малахова Надежда Александровна Учитель технологии, МОУ СОШ № 28, высшая квалификационная категория Класс: 4класс Цель урока: • сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ; • познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ; • воспитывать чувство ответственности; • прививать навыки аккуратности в работе. Материальное обеспечение: • плакаты по технике безопасности, • инструкции, • журнал по технике безопасности, • ручные иглы, • ножницы, • напёрсток, • сантиметровая лента, • булавки, • портновские мелки. Техническое обеспечение: • компьютер, • мультимедийный проектор, • экран. Программное обеспечение: 1. Microsoft Power Point, 2. Microsoft Word. Техника безопасности при выполнении ручных работ 1.следить за правильной посадкой 2. содержать в чистоте и порядке рабочее место; 3. вкалывать иглы и булавки только в игольницу; 4. надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его; 5. класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; Ход урока № Название элементов урока Деятельность учителя и учеников 1 Организационный момент. Приветствие, учёт присутствующих, проверка готовности к уроку, пояснение порядка работы на уроке. Это первый урок нового раздела, поэтому начать его следует со знакомства с понятием “ручные работы”, правильной посадкой при их выполнении, с правилами безопасного труда. А так же, с инструментами (ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособлениями (, булавки,) для выполнения ручных работ. 2 Объяснение нового материала. Инструменты и приспособления. Ручные работы – это операции которые выполняют вручную; • Выполнение простых швов; • Вышивание и т.д. К ручным работам относят также операции постоянного назначения – пришивание пуговиц, обмётывание срезов и др. 1 Слайд Презентация. Инструменты и приспособления. (Во время презентации – демонстрация инструментов и приспособлений, имеющихся в мастерской) Для ручных работ необходимы инструменты и приспособления. Давайте подробнее познакомимся с ними, их применением. Отгадайте загадку и вы узнаете название главного инструмента, без которого не может обойтись швея. 2 Слайд Тонка, одноуха, остра. (Игла) Игла — это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими, гладкими. Иглы различают по диаметру (толщине), длине, по величине ушка. В зависимости от диаметра стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 – для изготовления изделий из плательных тканей (шёлк, хлопок, шерсть); № 3-5 – для изготовления изделий из костюмных тканей. Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров. 3 Слайд Следующая загадка: Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы) Ножницы. Это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия — хорошо резать по всей длине 4 Слайд Виды ножниц. А, знаете ли вы, что первые ножницы были изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой. Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя “специализация”: для кожевников, парикмахеров, лекарей... Различаются они и по размеру — от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей. Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метров в минуту. Самые совершенные — лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам. 5 Слайд Следующая загадка: Из этого ведёрка, Нельзя воды напиться. (Напёрсток) Напёрсток. Это колпачок, выполненный из пластмассы или стали, покрытый тонким слоем меди или алюминия. Наперсток – это инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. 6 слайд На поверхности наперстка имеются углубления, расположенные в шахматном порядке, которые препятствуют соскальзыванию иглы. Наперсток подбирают соответственно толщине среднего пальца правой руки так, чтобы он плотно охватывал палец. К инструментам также относится - сантиметровая лента. 7 Слайд Сантиметровая лента. Это мягкая лента с нанесёнными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см. Применяют её для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять. 8 Слайд виды сантиметровых лент 9 Слайд Загадка. Остра, как игла, А шить не годится. (Булавка) Булавки - это приспособление. Это иглы с металлическими или стеклянными головками. Их используют для скалывания, смётывания деталей при переводе линий с одной детали на другую. Длина булавок – 3-4 см. Они должны быть тонкими, хорошо отшлифованными (гладкими). 10Слайд Виды булавок. 11 слайд Портновские мелки. Приспособление. Это небольшие плоские кусочки мела треугольной или круглой формы разных цветов. Применяют для нанесения линий на ткань или другой материал во время раскроя и примерки. Для получения тонких линий края мелков затачивают. 12 Слайд Виды мела. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом. 13 Слайд Словарь запишите в тетрадь слова, они вам пригодятся для выполнения практической работы 3 Практическая работа на уроке. 14 Слайд Закрепление изученного материала. Таблица. Классификация инструментов и приспособлений. приложение Заполните таблицу. 4 Организация рабочего места Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Рабочим местом принято называть участок мастерской, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. 15 Слайд Физ минутка 16 слайд Презентация. Организация рабочего места для выполнения ручных работ Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности. 17 слайд 1.Опасности в работе: • повреждение пальцев иглой или булавкой; • травма руки ножницами; • травма глаз. 18-24 слайды 2.Что нужно сделать до начала работы: • сосчитать количество иголок и булавок в игольнице; • положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. • следить за правильной посадкой; • содержать в чистоте и порядке рабочее место; • вкалывать иглы и булавки только в игольницу; • надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его; • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. 25 слайд 4. Что нужно сделать по окончании работы: • посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; • убрать рабочее место. 5 Закрепление изученного материала. 26 -27слайды Беседа с учащимися по общей технике безопасности с последующей росписью учащихся в журнале по технике безопасности. 6 Анализ и оценка урока. 28 слайд Проанализировать урок, сделать необходимые замечания. Убрать рабочее место. Домашнее задание:. Повторить общие правила по технике безопасности. Инструменты и приспособления. (закрепление пройденного материала) Техника безопасности при выполнении ручных работ 1.следить за правильной посадкой 2. содержать в чистоте и порядке рабочее место; 3. вкалывать иглы и булавки только в игольницу; 4. надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его; 5. класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; Словарь Мелки --Это небольшие плоские кусочки мела треугольной или круглой формы разных цветов. Применяют для нанесения линий на ткань или другой материал во время раскроя и примерки. Колышек - Это костяной, деревянный или металлический стержень с заострённым концом. Это приспособление применяют для выправления углов пояса, бретели, воротника, петель, различных фигурных швов, а также для удаления ниток Булавки - Это иглы с головками. Их используют для скалывания, сметывания деталей при переводе линий с одной детали на другую. Длина булавок 3—4 см. Они должны быть тонкими, хорошо отшлифованными (гладкими). Сантиметр или сантиметровая лента - Это мягкая лента с нанесенными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см. Применяют ее для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять Напёрсток - Это колпачок, выполненный из пластмассы или стали. Покрытый тонким слоем меди или алюминия. Наперсток - это инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Ножницы - Это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия — хорошо резать по всей длине. Игла — это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими, гладкими. Приложения (Карточки) Практическая работа. Классификация инструментов и приспособлений. Ф.И.________________класс_____дата______ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Практическая работа.(ответ) Классификация инструментов и приспособлений. Ф.И.________________класс_____дата______ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Игла, сантиметровая лента, ножницы, напёрсток Булавки, мелки | |
Просмотров: 6099 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
![]() |
Внимание! Если Вы опубликовали более трех разработок на портале, то здесь Вы можете подать заявку на получение Свидетельства о публикации! |
Всего комментариев: 0 | |